3 комментария
5837

Магия стеклодувов и современной фотографии

Минская осень в этом году как никогда богата событиями в области культуры и искусства.

Вот и сейчас, в историческом центре города, проходит международная выставка художественных работ из стекла, в одном павильоне с фотокартинами авангардного художника из Праги Мартина Странка.

Как говорится, можно попасть одним выстрелом в двух вальдшнепов!

С наступлением выходных, мы всей семьёй планируем маршрут путешествия в мир необычного и волшебного. Когда прочитали о выставке работ из стекла, единодушно решили прикоснуться к хрупкому миру стеклодувного искусства.

Тем более, что экспозиция располагалась недалеко от нашего дома в «Художественной галерее Михаила Савицкого».

Галерея, находится в Верхнем городе и сама по себе является памятником архитектуры конца XVIII века. Строение известно своей удивительной историей. Этот дом — один из немногих, который уцелел в годы бомбёжек Великой Отечественной войны.

Сначала, здание галереи являлось усадьбой польских шляхтичей. Оно было построено в конце XVIII века графом Михаилом Пшездецким. Польский шляхтич возвёл его специально для приема Станислава Августа Понятовского — последнего короля Речи Посполитой, с которым род Пшездецких находился в дружеских отношениях.

Впоследствии, Пшездецкие продали усадьбу аптекарю Андрею Станкевичу за сумму около 50 000 золотых рублей — баснословные деньги по тем временам. Ещё позже строение перешло к Юрию Кобылинскому, известному в то время коллекционеру и меценату.

Именно Кобылинский организовал здесь частную выставку, куда минчане могли прийти и посмотреть на старинные книжные издания, манускрипты, оригинал статута Великого княжества Литовского, коллекции монет и минералов. Без преувеличения экспозицию Кобылинского можно считать первым городским музеем.

Позже здание приспособили под мужское духовное училище с жилыми комнатами. А после Великой Отечественной войны здесь долгое время (вплоть до 2004 года) квартировал областной военкомат. Именно отсюда, в далёких 80-х, многие мои сверстники уходили исполнять свой интернациональный долг в Афганистане…

Но вот, наконец, мы вошли в просторный холл галереи. Увы — гардероб на самообслуживании. Надеемся найти свои куртки на тех же местах, где мы их оставили. Обнадёживает, что персонал — крайне доброжелательный, в стиле няни Пушкина, Арины Родионовны.

— А у нас ещё, помимо художественного стекла, проходит выставка всемирно известного фотохудожника Мартина Странка, — сообщила бабушка в образе «миссис Марпл».
— Нужен отдельный билет?
— Ну, что вы, мои дорогие! Нужно только ваше желание…
— О, этот билет мы всегда носим с собой! — с отличным настроением мы открыли дверь в первый зал.

Мистическая подсветка произведений искусства из стекла: застывшие капли причудливых часов — замурованное в стекле время, сменялись экзотической флорой и фауной подводного мира — это изделия Литовских мастеров-стеклодувов.

А вот и американские, российские работы: хрустальные шары будто из миров фильма «Аватар», чудовище «Чупакабра», расколотый хрустальный каштан — взгляд невольно застревал на очередном экспонате.

Без преувеличения можно сказать, что первый Международный фестиваль художественного стекла «GlassНавігацыя» никого не оставит равнодушным. Трудно поверить, что из простого стекла можно делать такие удивительные вещи!

Затаив дыхание, мы познакомились с произведениями стекольного искусства художников из Беларуси, Польши, Нидерландов, Франции, Чехии, Финляндии, Литвы, Латвии и России.

Нечто-то гипнотическое есть в некоторых экспонатах: глядя в зрачки хрустальных шаров, невольно соприкасаешься с магией неизвестных мастеров стеклянного мира…

Изделия из стекла занимали две просторных комнаты. А «миссис Марпл» уже приветливо улыбалась, придерживая дверь в следующий зал:

— Вам понравилось? Правда, завораживающее искусство? В следующем павильоне у нас проходят выставки художников из Беларуси и, чуть дальше, выставка фотокартин Мартина Странка, которая называется «Моно», — мы следуем за «английской бабушкой» и попадаем в прекрасно освещённое помещение.

Я не эксперт в современной живописи. Некоторые работы оставили двойственное впечатление…

Невольно чувствуешь себя на месте главного героя из кинофильма «Приключения принца Флоризеля» с Олегом Далем в главной роли, когда незадачливый художник показал ему свою картину «Тауэр».

— Это нагромождение кубиков «Тауэр»? Что-то я не очень его узнаю…
— О! Это — безусловно «Тауэр», но как бы изнутри…

Были картины, мимо которых просто невозможно пройти:

«Старая аллея» художницы Веры Оседовской, где чьё-то одиночество уходило под осенним дождём импрессионизма вдаль старинного парка…

«Солнышко» пера Крупенкова, где очаровательная малышка улыбается так, что невольно понимаешь меткость названия картины…

Картины «Катя» и «Сирень» кисти мастера Ткаченко, где создаётся ощущение изысканно вышитого гобелена — так и хочется потрогать: неужели это картина, а не ткань?

Наконец, мы медленно переходим в зал чешского Фауста художественной фотографии — Мартина Странка. Несмотря на то, что художник (язык не поворачивается назвать его «фотограф») всего три года занимается этим искусством, в каждой его работе ощущается рука опытного мастера.

Мартин начал свой путь в мир художественной фотографии после личной трагедии — когда ему было 25, он потерял близкого человека.

Эмоции одиночества в его работах сменяются чувством бескрайнего Мира, где жизнь не кончается, а переходит в некую новую форму существования.

Даже по истечении времени, мысленно возвращаюсь к сюжетам некоторых его картин. Они так и стоят у меня перед глазами:

Картина «Я — зима», где человек стоит босиком на снегу и трещина расколотого льда проходит прямо между

его ног…

Или картина «Я нашёл тишину» в которой молодой человек идёт против вихря листков, мусора, пыли, тишина в центре циклона жизненных невзгод и обстоятельств…

Или работа «Это был мой закат», где заходящее солнце оказывается под подошвой кроссовок…

Вереница образов-бритв, которые навсегда останутся в сердце очарованного посетителя…

На выходе из зала «миссис Марпл», с участием и грустью провожала нас до самого гардероба. По дороге она рассказывала историю этого необычного дома — свидетеля смены трёх столетий, войн, революций, сплетения судеб и столкновения эпох…

Мы вышли в объятья морозного города. Минск переливался вечерними огнями и начинал жить своей ночной жизнью…

Осталось терпкое послевкусие букета современной магии искусства и трогательной истории минувших лет, воплощённых в старинном доме и доброй «английской бабушке», будто из сказки отворяющей двери в следующий зал…


Метки: , , , , ,

3 комментария. Оставить новый

  • Марина
    02.12.2013 18:08

    Искусство тонкая грань единства души, чувств и окружающего мира.
    Перетекает из одной формы в другую, без начала и конца, завораживает и притягивает как магия.
    Остается в памяти куда хочется вернуться.
    Великолепно, что в Минске проходят такие мероприятия.
    Спасибо.

    Ответить
    • Марина, благодарю вас за комментарий! Рад, что вам понравилась эта тема. Многие не интересуются сегодня искусством вообще. Наверное какие-то тотальные травмы душ у людей…

      Ответить
  • Павел
    15.12.2013 18:11

    Возможно таких людей надо сводить в музей. Думаю с детства они ничего подобного не испытывали.Для них поход в музей напрасная трата времени и денег. Хотя билет в Русский музей в Санкт-Питербурге стоит всего 250 рублей.
    А завораживает и притягивает как магия — это есть,словно отключаешься, затем ловишь себя на мысли «Где я был?».

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Иллюзия веры
Биоэнергетика 2.0