2 комментария
6121

Через тернии веков к звёздам японского дизайна

Национальный исторический музей

Сегодня сделали вылазку в «Национальный исторический музей» всем сплочённым семейным отрядом: я, жена и снова я, только маленький — моему сыну уже семь лет.

Давно мы не окунались в атмосферу призраков прошлого. А тут ещё афиша «Сегодня в музее: Современный японский дизайн» просто не оставила выбора — походу в «Историю» быть!

Решили сразу не идти в зал японского дизайна, а оставить его на десерт. Сначала посетили экспозицию древней Беларуси. Здесь представлена панорама нашей страны в те времена, когда по Минской области ходили мелкими стадами симпатичные мамонтята, а на месте современного горисполкома было поселение нацменьшинств в виде небольшого посёлка питекантропов.

Кстати, лицо одного из них имело сильное портретное сходство с известным российским боксёром. Воистину, неисповедимы пути Господни!

Мой семилетний представитель современной молодёжи спросил:

— Папа, смотри, как здорово сохранились все эти древние штуки! — а штуки и впрямь сохранились поразительно хорошо: лакированный станочек для добычи огня, дротик древнего человека в тюнинге а-ля-Спорт-стайл, эргономичные безделушки фитнес-красавиц каменного века… Да… Были удивительные времена в Минской области!

А мы двинулись далее на второй этаж экспозиции, где нас ждал шквал эпох от раннего средневековья до смутных лет начала XX столетия. Поразила энергетика зала холодного оружия. Никогда не думал, что так чётко ощущается хищная жажда крови от клинков, которые побывали в рукопашных бойнях легендарных сражений.

Здесь и шпаги, знавшие тепло рук дворянского сословия, палаши и сабли, алебарды удалых стрельцов, боевые топоры, казацкие шашки, рыцарские двуручные мечи, кинжалы вермахта и офицерские кортики… Завораживающее и одновременно жуткое зрелище, когда понимаешь, что это не выставочные образцы, а реальное, обагренное кровью, боевое оружие.

А вот рядом — одежда солдат и офицеров минувших эпох. Особенно запомнились головные уборы пехоты и кавалерии XIX века: роскошные шлемы драгун и уланов, эполеты, кивера, треуголки… Где головы и тела, которые вас носили? Какие думы не давали спать вашим хозяевам? О чём они мечтали? Кого любили и ненавидели? Странное ощущение историй рассказанных шёпотом призрачных губ не покидало до следующего зала…

Зал первых фотографий второй половины XIX века и начала XX века… Удивительные фотографии я вам должен сказать! Лица живые, в глазах мысли, чувства, затаённые страсти…

Какие интерьеры! Основательная мебель, ажурная резьба, бархатные шторы, элегантные оттоманки и диванчики. Впечатляет осанка кавалеров — просто военная выправка у мужчин на всех фото без исключения. А ведь тогда не было такого количества спортзалов и фитнес-центров. Костюмы сидят, как влитые. Сейчас столько современных технологий, а хороший мужской костюм — словно вымирающий зверь, встречается крайне редко.

А какие дамы на этих чёрно-белых фотопортретах! Веера, перья, шляпки, удивительно красивые платья и лица… И ведь не было пластической хирургии, ботекса, силикона, липосакций и фотошопа! Каждая дама — королева красоты, икона стиля, идеал мужских грёз! Мужчины — мужественны. Женщины — женственны. Золотой век гармоничных пропорций и вкуса…

Но вот, наконец, мы добрались до выставки «Современного японского дизайна». Увы… Наверное, этим коротким словом можно было и закончить описание того, что открылось нашему взору… Не знаю, кто назвал эти экспонаты «современным» дизайном.

Набор вещей где-то из 70-х, в очень жутком качестве: откровенно побитые временем столики-парты для школьников, грязная амуниция оранжевого цвета, которая, скорее всего, имела отношение к стройке. Хорошо сохранившийся мотороллер начала 90-х, жуткого вида флакончики из-под косметики, наладонный радиоприёмник с ржавой вмятиной — предмет зависти подростков восьмидесятых…

Режет глаза наплевательское отношение к уровню посетителей этого перформанса. Особенно, если вы искренне любите культуру страны восходящего солнца. Где-где, но в Японии есть чем восхищаться! И японский дизайн — это явление в мировой культуре.

Почему из хлама нужно делать выставку, да ещё и называть её «Современным японским дизайном». Печальна и непонятна цель сей задумки: либо организаторы посчитали местных аборигенов достойными данных «экспонатов», либо это чья-то не очень умная шутка.

В любом случае — король оказался голым… А жаль… Надежда на соприкосновение с дизайнерским чудом умирала в эстетических муках, оставляя незаживающий шрам обманутых ожиданий и послевкусие мелкого жульничества…

Однако воскресная вылазка удалась! Сын явно был доволен — его ждала аппетитная пицца. Жена очередной раз поняла, что не зря связала свою судьбу с менестрелем и сорвиголовой…

А у меня никак не выходил из головы образ одной фотографии ноября 1913 года, где группа русских офицеров собралась за карточным столом… Возможно, тогда тоже было воскресенье, и за окном стоял тёплый осенний денёк… Сто лет минуло… Стрелка часов совершила оборот, и невидимая струна зазвенела щемящим резонансом: будущее обещало быть захватывающим!


Метки: , ,

2 комментария. Оставить новый

  • слава
    18.11.2013 00:08

    Александр-сан, взгляните на это глазами японцев. Выставка «Современный японский дизайн» включает в себя около 100 экспонатов, образцов промышленного дизайна Японии 1990-2000-х гг., а также экспонатов, образцов дизайна послевоенного периода 1950-х гг. Это предметы повседневного обихода, такие как мебель, одежда, посуда, электрические приборы и т.д. Подборка экспонатов разных эпох (послевоенной и современной) позволяет увидеть как зарождалась и формировалась концепция современного японского дизайна, какие новые направления получили свое развитие, а также какие компоненты были сохранены. Нужно отметить, что для японцев, если применять термин «дизайн», существует и традиционный дизайн- стиль. Эта выставка, взгляд японцев на предметы которые вошли в их быт, традиционный быт — отсюда и название: «Современный японский дизайн» (история современного японского дизайна). Может и не случайно, что выставка проходит в музее истории 😉

    Ответить
  • Я согласен с тем, что если бы выставка называлась не «Современный японский дизайн», а «Предметы обихода и быта Японии 1950-1990 годов», то вопросов бы никаких не возникло.

    Поясню свою позицию и почему возникло чувство разочарования. Для меня слово «дизайн» всегда носит авторский характер.

    Т.е. за понятием «дизайн» всегда стоит личность дизайнера. Особенно, когда речь идёт о выставке. Для меня Японский дизайн — это такие личности, как:

    Jun Yasumoto
    http://www.junyasumoto.com/

    Issey Miyake
    http://www.isseymiyake.com/en/

    Это те, работы оформления бытовых предметов, которые нравятся мне. Хотя список фамилий может быть очень велик для формата комментария.

    Думаю никто не уйдёт с такой выставки равнодушным в позитивном смысле этого слова:
    японский дизайн бытовых вещей граничит с уровнем гениальности!

    Поэтому и такие ожидания у меня были перед посещением этой выставки. Отсюда и разочарование.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

3 отличительных признака профессионального переговорщика
Сергей Лавров: очень важно «почувствовать» собеседника