1 комментарий
10783

Публичные выступления: инструкция к применению

сократ картинки

Недавно провёл мастер-класс посвящённый убедительным публичным выступлениям. Хочу поделиться с вами, мои уважаемые читатели и читательницы, некоторыми мыслями по данному вопросу.

Первое, на что хочу обратить ваше внимание — это на четыре фундаментальных пункта касательно публичных выступлений.

  1. Соответствие темы выступления ожиданиям целевой аудитории
  2. Структура и формат вашего выступления
  3. Подача информации, речь и голос спикера
  4. Невербальное воздействие на аудиторию и модель поведения выступающего

Давайте подробнее рассмотрим первый пункт «Соответствие темы выступления ожиданиям целевой аудитории».

Помню как-то, ещё в 90-х, общался с проповедником ведической культуры на нашей белорусской земле…

Парень прочитал священные писания индийских вед, примкнул к некому движению йогов и стал пропагандировать здоровый образ жизни, вегетарианство, медитацию и прочие межгалактически безопасные способы времяпровождения.

И вот, в целях продвижения идеи вселенской любви, наш герой оказывается на белорусском заводе металлоконструкций среди коллектива рабочих ребят и металлоконструкторских ценностей.

После тридцати минут захватывающей лекции о связях раджас и тамас гуны с питанием и яркостью свечения чакр, проповедник мудрости Вед обнаружил, что рабочий коллектив спит спокойным сном в полном составе вместе с начальником цеха.

Энергия умиротворения полностью успокоила мятущийся дух сплочённого заводского коллектива.
Эта история показывает не только влияние тонких энергий на неокрепшие организмы трудящихся, но и тот факт, что если тема выступления не интересна вашей целевой аудитории, то аудитория легко и быстро погружается в миры «Звёздных воин» и товарища Фрейда.

Другой пример. В 2004 году я, с группой товарищей, попал на лекцию эксперта высочайшего класса по проектному управлению.

Лектор имел большой опыт реального управления проектами высокого уровня сложности. Но материал он подавал в худших традициях обучения, когда нудный преподаватель монотонно зачитывает длинный перечень информационных фактов.

Тем не менее, интерес у аудитории был чрезвычайно высоким! Лектору задавали множество вопросов, чем разряжали напряжённую атмосферу сухой начитки материала.

Реальный опыт преподавателя плюс живой интерес целевой аудитории сделали своё дело. Семинар оказался крайне полезным для слушателей.

Вывод: если тема вашего выступления не соответствует ожиданиям целевой аудитории, то вам придётся приложить на 300% больше усилий для захвата и удержания внимания аудитории.

И наоборот: если тема вашего выступления крайне важна для аудитории и вы являетесь экспертом по этой теме, то внимание слушателей гарантировано.

Далее, пункт № 2 — «Структура и формат вашего выступления»

Сегодня известно множество подходов к публичным выступлениям. Формат выступления, как правило, попадает в одну из пяти основных категорий.

  • Академическая лекция. Характерные черты
    • Одна тема в одном выступлении
    • Три ключевых вопроса раскрывающих суть рассматриваемой темы
    • Характерные примеры освещающие ключевые вопросы
    • Задачи по каждому вопросу, которые гарантируют слушателям понимание основной темы
  • Передача опыта через рассказ историй и притч
    • Хронологическое изложение некого события
    • Яркие конфликты, ситуации и персонажи
    • Преодоление препятствий главным героем
    • Связь истории с текущим моментом, ситуацией, личностями
  • Мотивация, пропаганда, продажа идей и товаров
    • Лозунг или тезис хватающий слушателей «за живое»
    • Яркий пример, который подчёркивает кризис ситуации
    • Показ, кто враг или в чём причина проблемы или кризиса
    • Призыв к действию: показ пути решения проблемы
  • Творческая встреча, интервью, вопрос-ответ
    • Личная история выступающего, плюс его чёткая позиция, основной тезис
    • Планомерное освещение оратором характерных вопросов, которые его поддерживают или критикуют
    • Примеры в истории, мнение экспертов и факты поддерживающие выступающего
    • Выводы в пользу оратора
  • Популярное образование
    • Освещение одной идеи или феномена
    • Факты, цифры, статистика описывающая идею или феномен
    • Истории, иллюстрации, примеры раскрывающие суть феномена
    • Выводы и рекомендации для аудитории

Структура и формат выступления, конечно важны для более профессионального взаимодействия и установления доверительного контакта с аудиторией.

Если ваша цель — обучение студентов ВУЗа, то глупо строить своё выступление в стиле творческой встречи или в формате мотивации-продажи идей. Если вы выступаете в формате ток-шоу, то академическая подача информации вряд ли будет адекватно воспринята слушателями.

Для каждой ситуации есть свой оптимальный способ подачи информации при публичном выступлении.

Пункт № 3 «Подача информации, речь и голос спикера»

Сейчас любому пользователю интернета доступно множество пособий и курсов по вопросам постановки голоса и тренингу речи. Сказать что-то новое по данной теме довольно трудно и не нужно. Хочу лишь немного сконцентрировать ваше внимание на нескольких пунктах характерных для выступления согласно модели в стиле «популярного образования».

Памятка плана выступления и подачи информации.

Начало выступления

  • Вопрос к аудитории
  • Рассказ короткой, но яркой истории
  • Показ шокирующих фактов

План основной части

  • Описание проблемы или ситуации
  • Причины возникновения проблемы
  • Путь решения проблемы
  • Необходимый первый шаг

Эффективное завершение выступления

  • Ключевая фраза — девиз и суть всего выступления
  • Риторический вопрос к аудитории
  • Вывод. Первый шаг для эффективного разрешения проблемы

Естественно, возможна комбинация различных форматов и синтез пунктов по каждому разделу. При работе с речью, помимо всего прочего, следует помнить о том, что:

  • паузы — выделяют ключевые мысли выступающего;
  • замедление темпа речи — акцентирует внимание публики на важных идеях;
  • контраст интонаций при публичном выступлении помогает захватывать внимание слушателей;
  • ваш голосовой посыл должен быть направлен на последние ряды слушателей, даже если ваша речь усилена через микрофон.

Пару слов об использовании юмора. Юмор при публичном выступлении усиливает вашу речь, оживляет общение с залом и устанавливает эмоциональный контакт с аудиторией. Здесь стоит обратить внимание на:

  • неожиданность юмористической ситуации;
  • уместность юмора для общего контекста выступления;
  • самоирония в юморе усиливает доверие к выступающему.

Пункт № 4 «Невербальное воздействие на аудиторию и модель поведения выступающего»

По исследованиям некоторых специалистов, если влияние на аудиторию взять за 100%, то невербальная коммуникация — это 93%, а вербальная только 7%.

Невербальная коммуникация — это и жесты, и мимика, и модель поведения, и незримое, но ощутимое харизматическое влияние.

Наиболее тщательно к вопросу невербального влияния на зрителей подошло театральное искусство. Вся теория по данному вопросу хорошо описана в книгах Станиславского, Михаила Чехова, Сергея Васильевича Гиппиуса.

Тема обширна и в рамках статьи могу только кратко напомнить:

  • Жесты на сцене должны быть более широкими (примерно в три раза), чем при обычной беседе в небольшом офисе
  • Жесты на сцене желательно делать более медленно, чем мы привыкли жестикулировать при беседе с одним человеком
  • Основной диапазон жестов должен находиться между уровнем шеи и пояса. Хотя иногда возможны исключения
  • Мимика лица должна соответствовать основному посылу вашей речи
  • Зрительный контакт с залом также крайне важен. Желательно уделять равный период времени обращаясь к разным секторам зрительного зала

И в завершении, пару советов по преодолению страха сцены, который, по мнению некоторых психологов, стоит на втором месте после страха смерти.

  1. Расслабление помогает управлять страхом. Для этого следует, перед выходом на сцену, максимально напрячь мышцы рук и резко сбросить напряжение. Проделав такой трюк несколько раз, вы снимаете очаг негативного напряжения и становитесь более расслабленными и спокойными на сцене. Невозможно бояться и быть осознанно не напряжённым.
  2. Краткий болевой импульс разрушает доминанту страха. Можно надеть на запястье банковскую резинку. Щёлкнуть резинкой по внутренней стороне запястья. Ощутить боль и обнаружить, что страх куда-то исчез. Уколите себя канцелярской кнопкой, ущипните чувствительно несколько раз — человек не может осознанно ощущать боль и страх одновременно — либо то, либо другое.
  3. Есть много хороших техник НЛП при работе со страхами (например, позитивные «якоря» и рефрейминг). Данные техники хорошо описаны в соответствующей литературе и довольно просты в применении.
  4. Из своего преподавательского опыта могу привести универсальное упражнение по разрушению страха сцены. Я вызывал на сцену участника тренинга. Заставлял весь зал яростно аплодировать при его появлении. Далее участник должен был представиться. Зал опять взрывался градом рукоплесканий. Тренируемый не спеша покидал сцену под бурные аплодисменты зрителей. 7–10 таких выходов под бурные овации снимали страх сцены у самых закоренелых трусов публичных выступлений.
  5. Конечно, ключ к публичным выступлениям — это практика коротких докладов и сообщений на 3–5 минут. Человек должен привыкнуть к сцене. Ощутить вкус к выступлениям. Почувствовать позитивный эмоциональный подъём перед выходом и во время выступления на сцене.

И, как известно, аппетит часто приходит во время еды, а любовь к публичным выступлениям — в процессе выступлений…

Предлагаю вашему вниманию притчу по теме подготовки оратора.

Когда-то у Сократа был друг по имени Евфидем. Ему хотелось побыстрее стать опытным оратором и выступать с трибуны в сенате. Сократ захотел остудить его пыл:

— Скажи, Евфидем, ты знаешь смысл слова «справедливость»?
— Конечно! Разве я похож на неотёсанного невежду?
— Знаешь, Евфидем, я человек простой и не имею опыта в политике, мне трудно разобраться в некоторых понятиях. Скажи, пожалуйста, лгать, вводить в заблуждение, воровать, заниматься работорговлей — это справедливо?

— Конечно, нет!
— Ну, а давай предположим, что правитель страны, отразил атаку кочевников, захватил в плен вражеских воинов и продал их в рабство, это — несправедливо?

— Если всё так, как ты говоришь, то, пожалуй, такой поступок правителя будет справедливым.
— А если правитель захочет компенсировать разорение своего народа и станет разорять землю и лагеря кочевников в пользу своих людей?

— Это конечно также будет справедливо!
— А если, например, полководец будет вести войну и применять военную хитрость для победы в бою и спасения своих солдат?

— Это — справедливо. Да, Сократ, наверное ты прав, я выразился неточно: лгать, обманывать, продавать в рабство — это справедливо по отношению к вероломным врагам, но только не по отношению к своим друзьям и союзникам!

— Отлично! Теперь я, понимаю… Однако, ответь мне, Евфидем, если военноначальник поймёт, что его солдаты пали духом, и тогда он скажет, как будто бы к ним уже подходит подкрепление, и тем самым он вернёт боевой дух своей армии, такой обман будет несправедливым?

— Нет, такой «обман», пожалуй, будет оправдан и справедлив!
— Давай предположим, что твоему сыну необходимо лекарство, однако мальчик не желает его принимать, но ты обманом подсыплешь лекарство в его пищу, и твой сын станет здоров. Такой обман справедлив?

— Пожалуй, что справедлив…
— А давай предположим, что некто, увидев своего брата в глубоком отчаянии и думая, как бы брат не убил себя, украдёт у него оружие и ножи, что можно сказать о подобной краже? Это справедливо?

— Да. И это — справедливо. Сократ, извини, но я опять неверно выразился. Лучше сказать: воровство, обман, ложь — это справедливо по отношению к врагам. Однако, подобные поступки также будут справедливы и по отношению к друзьям, если только делаются им на благо, но несправедливы, если совершаются для причинения зла своим близким.

— Отлично, Евфидем! Теперь-то я знаю, что, прежде чем понять что справедливо, а что нет, мне необходимо научиться отличать что есть благо и что есть зло. Но уж об этом-то ты, естественно, всё знаешь наверняка?

— Конечно, Сократ, уж зло-то от добра я отличу! Хотя после беседы с тобой начинаю сомневаться в своих познаниях…
— И что же по-твоему есть добро и что есть зло?

— Это просто. Например, здоровье — это добро, а болезнь — зло. Здоровая пища и вода — это благое дело, а плохая пища и питьё, которое ведёт к болезни — это зло.

— Замечательно, Евфидем, про еду и воду я понял, но в таком случае, может быть, правильнее и о здравии сказать так же: когда здоровье ведёт к добру, то оно есть благо, а когда ведёт ко злу, то здоровье — это зло?

— Сократ, но это ты уже хватил лишнего! Когда же здоровье может вести к злу?
— Да запросто! Например, началась вероломная война и, закончилась поражением вероломных. Здоровые пошли на войну по незнанию и наивности, и погибли, а больные и убогие остались дома и выжили. Здоровье в таком случае — это добро или зло?

— Да, Сократ, мой пример неудачен. Но, я уж наверняка могу утверждать, что ум — это добро и благо великое!
— Но всегда ли? Вот, к примеру, царь Персии, каждый месяц требует привозить к своему двору самых умных и самых умелых мастеров из Греции. Он держит их, как псов при себе и не отпускает домой. Их ум сослужил им благую службу и принёс добро?

— Хорошо, Сократ. Но, тогда — сила и красота, слава и богатство — это однозначно добро!
— Но согласись, Евфидем, на красивых, чаще нападают пираты-работорговцы, ведь красивые рабы ценятся на рынке гораздо дороже.

А сильные люди часто берутся за дело, которое превышает их силу, и потому нередко попадают в беду.
Богатые же становятся неженками и жертвами зависти, заговоров, интриг и гибнут. Ведь успех всегда вызывает зависть слабых духом, и из-за этого сила и красота, слава и богатство часто приводит к гибели многих великих людей.

— Твои слова, Сократ, ввергают моё сердце в печаль, — промолвил Евфидем.
— Не грусти, — ответил Сократ, — просто всё это означает, что ты ещё не ведаешь, то, о чём действительно хочешь говорить людям с трибуны. Но уж свой народ-то ты наверняка знаешь?

— Я вырос среди людей своего народа. Как же мне их не знать, Сократ?
— Из кого состоит твой народ?
— Из богатых и бедных людей.
— А кто, по-твоему, беден и кто богат?

— Бедные люди — это те, кому не хватает средств на достойную жизнь. Богатые — это те, у кого всего имеется в достатке и даже сверх того!

— А разве не бывает так, что бедный человек своими небольшими средствами умеет обходиться весьма умело, а богатому всё мало и нет ему от этого покоя?

— Конечно же, бывает! Таковы бывают и некоторые цари. Им всё мало, сколько не плати налогов и податей! Таких называют тиранами.

— Так как же нам быть? Может причислить этих тиранов к бедным людям, раз они всегда живут в нужде, а мало имущих, но хозяйственных «бедняков» отнесём к истинным богачам?

— Нет, Сократ, только не это! Так я совсем запутался… Я знаю, что я ничего не знаю…

— Мой юный друг, прошу тебя — не отчаивайся! О людях твоего народа ты ещё не раз подумаешь. Но уж о себе-то и своих товарищах-ораторах ты, наверняка, думал, и не один раз.

Так, будь добр, скажи мне: бывают ведь и такие ораторы, которые обманывают людей им же во вред. Некоторые, конечно, делают это ненамеренно, но некоторые уж наверняка всё продумали заранее! Какие же из них всё-таки лучше, а какие, на твой взгляд, хуже?

— Я думаю, Сократ, что те, кто обманывает намеренно — тот гораздо хуже, вероломнее и несправедливее тех, кто обманывает не ведая, что творит.

— А скажи мне Евфидем, а если один человек специально читает и пишет с ошибками, а другой допускает ошибки невольно, сам того не ведая, то какой из этих двух грамотней?

— Конечно, тот грамотнее, который ошибается нарочно: ведь он может захотеть и начать писать без ошибок!
— А не получается ли в таком случае так, что и тот кто обманывает специально, лучше и справедливее того, кто обманывает невольно? Ведь если он захочет, то сможет говорить с людьми и без обмана!

— Стоп, Сократ, хватит! — воскликнул Евфимед. Я уже не знаю что правда и что ложь, что есть благо и что зло, кто прав, а кто нет! Чем идти в ораторы, лучше бы мне сидеть и молчать!

— Эх, юный Евфимед. А ведь тебе просто стоит отбросить маску гордыни, чтобы увидеть мир таким каков он есть на самом деле, — улыбнулся Сократ.

Но Евфидем уже шёл домой опустив голову, в великой печали и задумчивости…
И так бывало не раз, что после бесед с мудрым Сократом люди больше не хотели иметь с ним дела…


Метки: , , ,

1 комментарий. Оставить новый

  • Иван
    08.04.2014 13:44

    Класс! спасибо за качественную статью, очень своевременно, как раз готовлюсь к презентации проекта.
    Сократ конечно умеет взбодрить, даже после смерти!
    А умер ли он?

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Революция всегда пожирает своих детей
Как перестать откладывать дела?