Комментариев нет
2

Как Сенека и Сократ реагировали на хамство?

Вы сталкивались с грубостью, хамством, токсичным обесцениванием?

Для нейтрализации хамства можно использовать спецтехники переговоров (как на слайде):

Но, по опыту, могу сказать, что вся беда хамства в том, что оно часто возникает неожиданно, как удар из-за угла. И приём сработает только у того, кто встроил его в рефлекс. Это часы и часы отработки приёмов в тренажёрном зале переговорщика.

Как можно застраховать реакцию своей психики? Что ещё можно сделать для самоконтроля в переговорах помимо приёмов в стиле «стоп-хам«? Ответ на этот вопрос лежит в понимании реакций нашей психики на стресс.

Итак, весь секрет эффективного реагирования на хамский наезд в вашем восприятии грубых слов.

Восприятие, в свою очередь, зависит от мышления, историй, которые мы сами себе рассказываем внутри своей головы по поводу происходящего. А мышление зависит от картины мира, от наших убеждений и ценностей.

Значит работая над коррекцией картины мира, мы изменяем наше мышление, мышление изменяет наше восприятие.
Правильное восприятие — основа эффективного применения техник нейтрализации хамства.

Запомните эту цепочку взаимного влияния по степени силы:

1. Картина мира.
2. Процесс мышления.
3. Процесс восприятия

Именно поэтому профессиональный переговорщик прокачивает свою картину мира, тренирует, совершенствует своё понимание мира.

Для процесса работы над картиной мира необходим эталон, личность на которую мы хотим быть похожи в своих реакциях и поведении.

На роль эталона подходят мудрецы прошлых эпох. Например, стоик Сенека. Читаем его письмо (CVII) к своему ученику Луцилию:

Где твоя разумность?
Где тонкое уменье разбираться во всем?
Где величье?

Такой пустяк так тебя мучит? Рабы сочли твою занятость благоприятной для побега!
Обманули бы тебя друзья (пусть они носят это имя, которое дает им наш Эпикур1, и зовутся так, чтобы им было особенно стыдно не быть друзьями на деле), а тебя покинули люди, на которых ты даром тратил труды, которые считали, что ты и другим в тягость.

Тут нет ничего необычного, ничего неожиданного. Сердиться на все эти вещи так же смешно, как жаловаться, что на улице тебя обрызгали, а в грязи ты испачкался. В жизни все — как в бане, в толчее, на дороге: одно брошено в тебя нарочно, другое попадает случайно.

Жизнь — вещь грубая.
___
1 — По учению стоиков, друзьями могут быть только мудрецы, по учению Эпикура, друзей приобретают для определенной надобности (т.е. меркантильно).
___________
Какой урок мы можем вынести сквозь века для проработки картины мира и наших убеждений? Прежде всего — три адекватных реакции стоика на грубость:

1) Разумность (вместо импульсивной реакции);
2) Умение разбираться во всём (вместо поспешного осуждения);
3) Величие (вместо скотства).

Разумность — привычка осознанности между вспышкой стимула (грубые слова) и реакцией (слова в ответ). Осознанность, замедление, релаксация мышц лица. Ответ обдуманный, взвешенный, неторопливый.

Умение разбираться во всём — привычка задавать вопросы:

* Чего хочет собеседник?
* Чем вызвана его реакция?
* Как на его месте вёл бы себя близкий вам человек или вы?
* К чему приведёт ваша резкость в ответ? Чего вы добьётесь?

Величие — это благородное поведение. Это поведение достойного человека. Если техника переговоров не даёт эффекта, так как ваш собеседник в глубоком психическом искажении, в неврозе или он социопат, то величие и благородство — это цитадель нашего духа.

Хама хамством не перехамишь, а лишь размножишь: 1 хам + 1 хам = 2 хама. Лучше взять паузу и выйти из коммуникации, когда все иные способы перепробованы и не дали эффекта.

Была такая история с Сократом:

Однажды один неадекватный недоброжелатель, указал на Сократа и воскликнул:

— Злодей! Злодей! Злодей!

Молодые ученики Сократа тут же схватили оскорбителя и уже хотели побить, но Сократ остановил их.

Мудрец спросил:

— За что вы хотите наказать этого человека?

— Как за что? За то, что он оскорбил Вас, Учитель!

— Что вы, этот гражданин не оскорбил меня. Он просто произнёс слово состоящее из 6 букв и что бы этот человек ни говорил, это будут только его слова и не более того. При этом я остаюсь тем, кто я есть. Я не стану «злодеем» только потому, что он меня так назвал.

Нельзя сказать, что говоря глупость человек совершил разумный поступок, но если мы побьём его, то, таким образом, ответим ещё большей глупостью на малую глупость. Поэтому отпустите его с миром. Ведь, если бы меня лягнул осёл, то неужели бы я стал осла привлекать к суду?

P.S.  Больше чек-листов, инструментов переговоров на нашем канале: https://t.me/dao_peregovorov

В ближайшее время начнётся «Сертификационный курс переговоров 2023». Подробности здесь.

Метки: , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Связи — это возможности или риски?
Premeditatio Malorum в переговорах и в жизни